7. АВТОРСКИЕ РЕЗЮМЕ (аннотации)Авторское резюме к статье является основным источником информации для отечественных и
зарубежных информационных систем и баз данных, индексирующих журнал. Необходимость
краткого и, вместе с тем, качественного отражения содержания статьи продиктована рядом
условий. Именно резюме является визитной карточкой научной работы – на основании этого
раздела статьи редакторами журнала принимается решение о целесообразности ее передачи на
рецензирование. После публикации статьи прочтением резюме ограничивается большинство
читателей (по некоторым оценкам, до 95%). Читателю должна быть понятна суть исследования и
необходимость обращения к полному тексту статьи для получения более подробной,
интересующей его информации.
Объем текста авторского резюме определяется содержанием публикации (объемом сведений, их
научной ценностью и/или практическим значением) и должен быть в пределах 200-250 слов.
В конце текста аннотации необходимо самостоятельно сформировать раздел "Для цитирования" пример:
Для цитирования: В.П. Иванов, С.В. Трущелева, А.П. Герасимов, М.Р. Маматханов, А.В. Ким, К.А. Самочерных.
Краниоцеребральная диспропорция у детей с краниосиностозами. Российский нейрохирургический журнал им. проф.
А.Л. Поленова. 2022;14(4):9–21.
For citation: V.P. Ivanov, S.V. Truscheleva, A.P. Gerasimov, M.R. Mamatkhanov, A.V. Kim, K.A. Samochernykh. Craniocerebral
disproportion in children with craniosynostoses. Rossiiskii neirokhirurgicheskii zhurnal imeni professora A.L. Polenova.
2022;14(4):9–2
Структурированное резюмеСтруктурированное авторское резюме является обязательным элементом статьи, содержащей
результаты научного исследования, экспериментального, квази-экспериментального или
основанного на систематическом анализе и обобщении ранее полученных эмпирических данных.
Это один из ключевых разделов научной статьи. Структурированные резюме, в
противоположность обычным, более информативны, удобнее для чтения, возможно, лучше
запоминаются. Кроме того, структурированное резюме позволяет более эффективно
представить статью и повышает ее «видимость» в международных базах данных, что во многом
определяет ее последующую цитируемость.
Структурированное резюме должно включать пять обязательных разделов, отражающих
хронологический порядок проведения исследования: Обоснование, Цель, Методы, Результаты и
Заключение.
ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – краткое (1-3 предложения) описание проблемы,
послужившей непосредственной причиной проведения исследования. В качестве характеристик
проблемы могут выступать ее масштаб, опосредованные эффекты и/или сохраняющиеся
пробелы в знании.
Примеры.1. В России количество потребляемого алкоголя на протяжении последних десятилетий
остается критически высоким. Результаты профилактических программ, направленных на
формирование здорового образа жизни, демонстрируют положительный эффект. Однако
неизученными остаются долговременные преимущества подобных вмешательств на
примере детской популяции.
2. Недостаточность витаминов в рационе питания детей широко распространена.
Считается, что это состояние обуславливает высокий риск развития респираторных
инфекций вследствие формирующейся иммунной недостаточности.
3. Непрерывно рецидивирующее течение ревматических болезней может быть причиной
социальной дезинтеграции детей, в том числе по причине недостаточного школьного
образования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – раздел должен содержать описание главной (первичной, основной)
цели исследования, исследовательского вопроса, решение которого потребовало проведение
исследования. Причем описание цели должно быть предельно конкретным и не сводиться к
сравнению «всего со всеми».
Примеры.
1.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: проанализировать влияние региональной программы по
формированию здорового поведения учащихся на их последующие социальные достижения.
2.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить влияние витаминов Y, Z и V на уровень интерлейкина Х-00
при их применении у детей с поливитаминной недостаточностью и частыми респираторными
инфекциями.
3.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить эффективность и безопасность раннего (госпитального)
включения детей в модифицированную школьную программу электронного обучения с
применением технологий удаленного доступа.
МЕТОДЫ – этот раздел аннотации должен содержать краткую информацию: 1) об объектах
исследования (здоровые, больные, данные), 2) о наличии группы сравнения, 3) критериях
включения в сравниваемые группы, 4) о наличии и характеристиках вмешательства, 5) о месте
проведения исследования 6) и его продолжительности, 7) об исходах (параметрах оценки
результата исследования, соответствующего его главной цели) с 8) описанием способов их
оценки. Необходимость упоминания в тексте использованных статистических программ и
статистических критериев будет определяться редакцией в индивидуальном порядке.
Примеры.1.МЕТОДЫ: в исследование включали лиц, обучавшихся в 9-11 классах школ Н-ского района М-
ского края в период проведения пилотного проекта по формированию здорового поведения
подростков (1998-1999 г.). Анкеты с вопросами о социальной успешности респондентов
(трудовом статусе, размере заработанной платы, наличии семьи, детей) рассылали по почте
(домашние адреса предоставлены администрациями школ). Группу сравнения составили
старшеклассники, обучавшиеся в тот же период в соседнем И-нском районе О-ской области.
Формирование здорового поведения подростков включало: … (описание вмешательства).
2.МЕТОДЫ: в исследование включали детей в возрасте 7-10 лет, находившихся на
поликлиническом учете в связи с частыми респираторными инфекциями. Обеспеченность
рациона питания витаминами оценивалась табличным способом с учетом данных пищевого
опросника. Поливитаминная недостаточность констатировалась при низком уровне (ниже
рекомендованного) потребления с пищей ≥3 витаминов. Детям назначался витаминный
комплекс, препарат выдавался родителям сразу на весь срок исследования (30 дней). При
включении в исследование и по завершению приема препарата осуществлялся забор крови для
определения плазменной концентрации витаминов Y, Z и V и сывороточного уровня
интерлейкина Х-00. Через 3 мес после завершения приема препарата опрашивая родителей
отмечали случаи перенесенных детьми острых респираторных инфекций. Период проведения
исследования октябрь – апрель 2013 г.
3.МЕТОДЫ: по согласованию с родителями в исследование включали детей в возрасте 7-13 лет,
госпитализированных в стационар с рецидивом ювенильного артрита. Группу сравнения
составили дети, госпитализированные по этой же причине годом ранее. Сопоставимость групп
достигалась подбором пар детей одного пола, возраста (±1 год) и тяжести болезни. После
купирования островоспалительных симптомов болезни детям основной группы предлагалось
продолжить обучение в рамках модифицированной школьной программы электронного
образования с использованием технологии Skype. Эффективность программы обучения
оценивалась по успеваемости детей (средний бал по русскому языку, математике и литературе)
в течение последующих после выписки 3 мес непрерывного обучения в обычных условиях.
Успеваемость детей контрольной группы оценивалась ретроспективно на основании результатов
опроса.
РЕЗУЛЬТАТЫ – раздел должен содержать краткое описание объектов исследования (число
включенных в исследование, завершивших его, наиболее существенные характеристики
участников) с оценкой исходов исследования, относящихся к его цели. Допускается
представление результатов исследования в ограниченном числе подгрупп (не более 2-3),
сформированных, например, с учетом пола, возраста, важных характеристик болезни. При
наличии данных о нежелательных явлениях, связанных с медицинским вмешательством, их
упоминание обязательно. Результаты статистического анализа (величина р) должны быть
представлены с точностью до третьего знака после запятой. При анализе многокритериальных
взаимосвязей (самый простой вариант – одна зависимая переменная и несколько независимых)
представление результатов многофакторного анализа является обязательным.
Пример.1.РЕЗУЛЬТАТЫ: в период проведения пилотного проекта в 9-11 классах школ Н-ского района
обучались 978 детей. Анкеты были разосланы по 903 адресам, получено ответов – 214,
валидными признаны 204 анкеты. В качестве контрольных использованы результаты опроса 311
обучавшихся в школах соседнего района (из 1103 старшеклассников с известным домашним
адресом). Установлено, что через 11 лет (медиана) обучавшиеся, охваченные региональной
программой по формированию здорового поведения, … (конкретные результаты по основным
конечным точкам исследования: число работающих, уровень заработанной платы, семейный
статус с результатами статистической проверки гипотез). С поправкой на исходные
характеристики (уровень обеспеченности, средняя успеваемость) было показано, что участники
программы в Х,Х раза (95% доверительный интервал …) чаще/реже ... Различий в значениях
других критериев социальной успешности обнаружено не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – краткое (1-3 предложения) обобщение результатов исследования, относящихся
к его главной (первичной) цели. Авторам следует избегать чрезмерных обобщений и
придерживаться баланса в оценке положительных и негативных эффектов вмешательства.
Пример.1.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: систематическое формирование здорового поведения у подростков
сопровождалось …, что может быть учтено при …
Общий объем структурированного резюме не должен превышать 250 слов. Необходимость
увеличения объема резюме будет рассматриваться в индивидуальном порядке. В тексте резюме
не должно присутствовать торговое наименование средства медицинского назначения.
Рандомизированное исследованиеРезюме статьи, содержащей результаты рандомизированного исследования, должно быть
подготовлено с учетом рекомендаций группы CONSORT и содержать следующие разделы:
- ДИЗАЙН исследования
- МЕТОДЫ
участники исследования
описание вмешательства
цель или гипотеза исследования
исходы
описание процедуры рандомизации
описание процедуры маскирования (если таковая проводилась)
- РЕЗУЛЬТАТЫ
указание числа рандомизированных
указание числа участников, данные которых включены в анализ
анализ исходов, относящихся к первичной конечной точке исследования
анализ нежелательных эффектов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Номер исследования (при регистрации, например, на clinicaltrials.com)
- Источник финансирования
Систематический обзорРезюме статьи, содержащей результаты систематического обзора, должно быть подготовлено с
учетом рекомендаций группы PRISMA (для обзора рандомизированных исследований) и
содержать следующие разделы:
- ЦЕЛЬ исследования
- МЕТОДЫ
критерии включения исследований
источники информации
методы оценки систематической ошибки
- РЕЗУЛЬТАТЫ
описание релевантных исследований
обобщение их результатов
описание эффекта с анализом чувствительности
- ОБСУЖДЕНИЕ
анализ сильных и слабых сторон полученного доказательства (согласованность, точность,
обобщаемость, риск систематической ошибки)
интерпретация результата
- Источник финансирования
- Номер исследования (при регистрации, например, на clinicaltrials.com ).
Неструктурированное резюмеПри написании несистематического обзора, описании клинического случая или серии
наблюдений, подготовке публикации, содержащей мнение автора, текст статьи должен быть
резюмирован в формате неструктурированного резюме. Однако и в этом случае, авторам
следует придерживаться порядка повествования, следуя от постановки вопроса к средствам и
результатам его решения. Объем неструктурированного резюме не должен превышать 150 слов.
Пример.1. В России количество потребляемого алкоголя на протяжении последних десятилетий
остается критически высоким. Результаты профилактических программ, направленных на
формирование здорового образа жизни, демонстрируют положительный
оздоравливающий эффект. Долговременные преимущества подобных вмешательств на
примере детской популяции ранее широко не обсуждались. Проведен анализ результатов
оригинальных исследований по этой проблеме. Показано, что мероприятия по
формированию здорового образа жизни среди подростков являются фактором,
определяющим их социальную успешность в молодом и зрелом возрасте. Можно
заключить, что профилактика употребления алкоголя подростками является одним из
условий национального благополучия уже в среднесрочной перспективе.
Ключевые слова должны отражать основное содержание статьи, по возможности не повторять
термины заглавия, использовать термины из текста статьи, а также термины, определяющие
предметную область и включающие другие важные понятия, которые позволят облегчить и
расширить возможности нахождения статьи средствами информационно-поисковой системы.
8. ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ: необходимо обозначить номер таблицы и ее название. Сокращения
слов в таблицах не допускаются. Все цифры в таблицах должны соответствовать цифрам в
тексте и обязательно должны быть обработаны статистически. Таблицы можно давать в тексте,
не вынося на отдельные страницы.
Подписи и все текстовые данные обязательно присылаются на русском и английском языках!9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СПИСКИ составляются с учетом "Единых требований к рукописям,
представляемым в биомедицинские журналы" Международного комитета редакторов
медицинских журналов (Uniform Requirements for Manuscripts Submitted to Biomedical Journals).
Правильное описание используемых источников в списках литературы является залогом того,
что цитируемая публикация будет учтена при оценке публикационных показателей ее авторов и
организаций, где они работают.
В оригинальных статьях допускается цитировать не более 30 источников, в обзорах литературы — не более 60, в лекциях и других материалах — до 15. Библиография должна
содержать помимо основополагающих работ, публикации за последние 5 лет.
В списке литературы все работы перечисляются в порядке их цитирования. Библиографические
ссылки в тексте статьи даются цифрой в квадратных скобках.
Ссылки на неопубликованные работы не допускаются.
По новым правилам, учитывающим требования таких международных систем цитирования как Web of Science и Scopus, библиографические списки (References) входят в англоязычный блок статьи и, соответственно, должны даваться не только на языке оригинала, но и в латинице (романским алфавитом).Англоязычная часть библиографического описания ссылки должна находиться непосредственно
после русскоязычной части в квадратных скобках ( [...] ). В конце библиографического описания
(за квадратной скобкой) помещают doi статьи, если таковой имеется. В самом конце
англоязычной части библиографического описания в круглые скобки помещают указание на
исходный язык публикации.
Ссылки на зарубежные источники остаются без изменений.
Например:
Литература/References1. Медведев Б.И., Сюндюкова Е.Г., Сашенков С.Л. Плацентарная экспрессия эритропоэтина при
преэклампсии. Российский вестник акушера-гинеколога. 2015;15(1):4-8. [Medvedev BI,
Syundyukova EG, Sashenkov SL. Placental expression of erythropoietin in preeclampsia. Rossiiskii
vestnik akushera-ginekologa. 2015;15(1):4-8. (In Russ.).]
https://doi.org/10.17116/rosakush20151514-82. Matsumoto K, Nakamaru M, Obara H, Hayashi S, Harada H, Kitajima M, Shirasugi N, Nouga K.
Surgical Strategy for Abdominal Aortic Aneurysm with Concurrent Symptomatic Malignancy. World
Journal of Surgery. 1999;23(3):248-251.
https://doi.org/10.1007/pl00013189Все ссылки на журнальные публикации должны содержать DOI (Digital Object Identifier,
уникальный цифровой идентификатор статьи в системе CrossRef). Проверять наличие DOI
статьи следует на сайте
http://search.crossref.org/ или
https://www.citethisforme.com . Для
получения DOI нужно ввести в поисковую строку название статьи на английском языке.
Последний сайт, помимо DOI, автоматически генерирует правильно оформленное
библиографическое написание статьи на английском языке в стиле цитирования AMA.
Подавляющее большинство зарубежных журнальных статей и многие русскоязычные статьи,
опубликованные после 2013 года зарегистрированы в системе CrossRef и имеют уникальный
DOI.
Правила подготовки библиографических описаний (References) русскоязычных источников для выгрузки в международные индексы цитирования.1. Журнальные статьи.
Фамилии и инициалы всех авторов на латинице и название статьи на английском языке следует
приводить так, как они даны в оригинальной публикации. Далее следует название
русскоязычного журнала в транслитерации (транслитерация — передача русского слова буквами
латинского алфавита) в стандарте BSI (автоматически транслитерация в стандарте BSI
производится на страничке
http://ru.translit.net/?account=bsi , далее следуют выходные данные
— год, том, номер, страницы. В круглые скобки помещают язык публикации (In Russ.). В конце
библиографического описания за квадратными скобками помещают DOI статьи, если таковой
имеется. Например:
... [Belaia Z, Rozhinskaia L, Mel'nichenko G, Sitkin I, Dzeranova L, Marova E, Vaks V, Vorontsov A, Il'in
A, Kolesnikova G, Dedov I. The role of prolactin gradient and normalized ACTH/prolactin ratio in the
improvement of sensitivity and specificity of selective blood sampling from inferior petrosal sinuses for
differential diagnostics of ACTH-dependent hypercorticism.Problemy endokrinologii. 2013;59(4):3-10.
(In Russ.).]
https://doi.org/10.14341/probl20135943-10Не следует ссылаться на журнальные статьи, публикации которых не содержат перевода названия на английский язык.Не допускаются ссылки на диссертации, авторефераты и материалы, опубликованные в различных сборниках конференций, съездов и т.д.2. Все остальные источники приводятся на латинице с использованием транслитерации в
стандарте BSI c сохранением стилевого оформления русскоязычного источника. В круглые
скобки помещают язык публикации (In Russ.). Например: Gilyarevskii S.R. Miokardity: sovremennye
podkhody k diagnostike i lecheniyu. M.: Media Sfera; 2008. (In Russ.).
Если источник был переведен на английский язык, то указывается перевод, а не транслитерация.
При наличие URL источник оформляется следующим образом:
Авров М.В. Качество жизни пациентов с хронической ишемией головного мозга. Журнал
неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(4):56-58. Ссылка активна на 06.06.2017.
[Avrov MV. Quality of life of patients with chronic cerebral ischemia. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni
S.S. Korsakova. 2017;117(4):56-58. Accessed June 6, 2017. (In Russ.).]
https://mediasphera.ru/issues/zhurnal-nevrologii-i...korsakova/2017/4/1199772982017041056
Оформление библиографии как российских, так и зарубежных источников должно быть основано
на Ванкуверском стиле в версии AMA (AMA style,
http://www.amamanualofstyle.com ).
Просим обратить внимание на единственно правильное оформление ссылки doi:
Пример.
https://doi.org/10.5468/ogs.2016.59.1.1Не допускается использование вариантов с «doi:», «dx.doi.org» и т.п. В теле ссылки используется
только знак дефиса.
После ссылки doi и URL (http) не ставится точка!